Взрослые порой боятся больше детей. Речь о резких звуках и людях, столкнувшихся с войной.
Этот малыш (в кадре) пришёл с мамой в поликлинику одного из городов ЛНР. Там мы снимали открытие детской развивающей комнаты при медучреждении. Были воздушные шарики, которые начали лопаться в коридоре из-за разницы температур. Малыш реагирует вот так. С некоторой эмоцией, удивлением, но без страха. Хотя, те, кто растят детей, могут меня поправить, если я не прав... Другие дети и вовсе не придавали особого значения неожиданным хлопкам. А вот взрослые тревожно вздрагивали, их пронзал неконтролируемый в моменте страх, прошибала испарина. Когда неожиданно громыхнул, лопнув третий или четвертый шарик, мой оператор Кирилл Пикторинский горько пошутил:
- Не знаю, как дети, а я сейчас точно заплачу)) - и в этой шутке была большая доля правды для всех присутствующих взрослых.
Дети продолжали играть и веселиться. А взрослые: и врачи, и родители, и активисты Народного Фронта, и мы, военкоры, те, кто сталкивался с обстрелами и терактами, испытали очень неприятные и тревожные ощущения. Даже понимая, что это всего лишь дурацкие расширяющиеся в тепле шары бабахают, вздрагивали и нервно охали. Потому что реакция рефлекторная, всегда одинаковая: бах = взрыв, опасность.
Тут у многих в какой-то мере что-то типа легкого ПТСР на фоне войны. Иногда и не совсем легкого. Оператор вспомнил, как в ДНР на мемориале "Саур-могила", лет 10 назад, во время памятной церемонии почетный караул стал салютовать в воздух из автоматов. У одной женщины от выстрелов началась истерика, она плакала и кричала: "Прекратите!! Прекратите!"...
Потому в ЛНР и запрещены фейерверки и петарды. Хотя вот на днях кто-то, наплевавший на других жителей Луганска, устроил себе на праздник салют в центре города. Местные паблики негодовали. Надеюсь, с виновником сего торжества очень доходчиво побеседовали луганские полицейские. А они тут умеют доходчиво донести до хулиганов правильную мысль.