Глеб Бобров – писатель-пророк из Луганска о том, что будет дальше

За семь лет до начала конфликта в Донбассе луганский писатель Глеб Бобров точно предсказал ход боев, а также главных героев, в которых легко угадываются командиры ополчения первой волны. Его книгу «Эпоха мертворожденных» называют пророческой. Не ошибся он и с событиями последних лет. Корреспондент РИА Новости встретился с ним и поинтересовался, что произойдет дальше

Глеб Бобров – писатель-пророк из Луганска о том, что будет дальше

Фото: CC BY-SA 4.0 / Nikita-lug (cropped)

На основе романа

Жизнь Гле­ба Боб­ро­ва (ныне — пред­се­да­те­ля Сою­за писа­те­лей ЛНР) все­гда была свя­за­на с вой­ной. Родил­ся в семье фрон­то­ви­ков, с дет­ства слу­шал рас­ска­зы о Вели­кой Оте­че­ствен­ной. После шко­лы — в армию. С 1983 по 1985 год участ­во­вал в бое­вых дей­стви­ях в Афга­ни­стане, был снай­пе­ром и гра­на­то­мет­чи­ком. Писать стал после рас­па­да Совет­ско­го Сою­за, когда вовсю полы­ха­ли При­дне­стро­вье, Кара­бах, Абха­зия, Чеч­ня. Его «афган­скую» про­зу изда­ли в нуле­вых отдель­ным сбор­ни­ком «Сол­дат­ская сага». А к рома­ну-анти­уто­пии «Эпо­ха мерт­во­рож­ден­ных» Боб­ров при­сту­пил в 2005?м.

В резуль­та­те поли­ти­че­ско­го кри­зи­са Харь­ков­ская, Луган­ская и Донец­кая обла­сти объ­яв­ля­ют о непод­чи­не­нии цен­траль­ной вла­сти и фор­ми­ру­ют Восточ­ную Кон­фе­де­ра­цию. Одно­вре­мен­но под поль­ский про­тек­то­рат отхо­дит запад­ная часть Укра­и­ны, где созда­ют госу­дар­ство Гали­чи­на. Под­кон­троль­ную Кие­ву тер­ри­то­рию назы­ва­ют Цен­траль­ной Укра­ин­ской Рес­пуб­ли­кой (ЦУР). Ее армия пыта­ет­ся вер­нуть восточ­ные обла­сти — при под­держ­ке Сил опе­ра­тив­но­го реа­ги­ро­ва­ния (СОР) НАТО, набран­ных из поля­ков, при­бал­тов, румын и бол­гар.

Рос­сия в кон­фликт напря­мую не вме­ши­ва­ет­ся, но помо­га­ет Кон­фе­де­ра­ции ору­жи­ем, раз­вед­дан­ны­ми, обо­ру­до­ва­ни­ем и спе­ци­а­ли­ста­ми. Место дей­ствия — Луган­ская область. Тако­ва основ­ная фабу­ла рома­на. В реаль­но­сти так и вышло: бое­вые дей­ствия нача­лись в севе­ро-запад­ной про­мыш­лен­ной агло­ме­ра­ции Рубеж­ное — Лиси­чанск — Севе­ро­до­нецк.

В кни­ге мно­го воен­ной тер­ми­но­ло­гии, жар­го­на. Писа­тель при­зна­ет­ся: его зна­ний по цело­му ряду дис­ци­плин, обя­за­тель­ных для поле­во­го коман­ди­ра уров­ня бата­льо­на, не хва­та­ло. За два с поло­ви­ной года в Афга­ни­стане он успел овла­деть спе­ци­аль­но­стя­ми стрел­ка-гра­на­то­мет­чи­ка, снай­пе­ра и сан­ин­струк­то­ра. Осталь­ное при­шлось сроч­но навер­сты­вать. Роман, закон­чен­ный в авгу­сте 2007 года, раз­ле­тел­ся по биб­лио­те­кам Руне­та, к кон­цу года — мил­ли­он про­смот­ров. В мар­те 2008-го появи­лась бумаж­ная вер­сия. С тех пор — десять пере­из­да­ний.

Прогноз сбылся

В преды­ду­щий раз мы обща­лись с Гле­бом Лео­ни­до­ви­чем осе­нью 2024 года. Тогда он дал про­гноз, что в 2025?м Зелен­ский будет затя­ги­вать про­це­ду­ру мир­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния, посколь­ку любой ком­про­мисс с Рос­си­ей поста­вит под угро­зу его физи­че­ское выжи­ва­ние. Дей­стви­тель­но, укра­ин­ская сто­ро­на демон­стри­ру­ет абсо­лют­ную недо­го­во­ро­спо­соб­ность и выдви­га­ет заве­до­мо невы­пол­ни­мые тре­бо­ва­ния. Это несмот­ря на то, что Рос­сия сохра­ня­ет ини­ци­а­ти­ву по всей линии бое­во­го сопри­кос­но­ве­ния и под конец года осво­бо­ди­ла несколь­ко круп­ных горо­дов.

Год назад Глеб Боб­ров выра­жал скеп­ти­цизм по пово­ду при­хо­да Дональ­да Трам­па к вла­сти в США. Писа­тель утвер­ждал, что Бай­ден был более сла­бой поли­ти­че­ской фигу­рой, на кото­рой висел груз нере­ша­е­мых про­блем. Трам­па же назы­вал более непред­ска­зу­е­мым — и отто­го более опас­ным. Как видим, новый аме­ри­кан­ский пре­зи­дент дей­стви­тель­но дей­ству­ет не так, как про­гно­зи­ро­ва­ли мно­гие поли­ти­че­ские ана­ли­ти­ки.

Пред­ска­зал Боб­ров и уже­сто­че­ние про­це­дур моби­ли­за­ции на Укра­ине. Но в одном ошиб­ся. Год назад писа­тель счи­тал, что в ВСУ нач­нут при­зы­вать 18-лет­них. Их дей­стви­тель­но нача­ли при­ни­мать в вой­ска — на доб­ро­воль­ной осно­ве, по кон­трак­ту «18–22». По дан­ным Кие­ва, такой кон­тракт под­пи­са­ли поряд­ка пяти тысяч чело­век. Меж­ду тем толь­ко за август — сен­тябрь 2025-го из стра­ны выеха­ли более 100 тысяч муж­чин ука­зан­ной воз­раст­ной кате­го­рии.

Импульс Анкориджа

— Глеб Лео­ни­до­вич, под конец года мы набра­ли поло­жи­тель­ную дина­ми­ку и осво­бо­ди­ли ряд круп­ных горо­дов: Купянск, Вол­чанск, Крас­но­ар­мейск, Северск. Вплот­ную при­бли­зи­лись к укре­прай­о­ну Кон­стан­ти­нов­ка — Друж­ков­ка — Кра­ма­торск — Сла­вянск. Как, на ваш взгляд, будут раз­ви­вать­ся собы­тия?

— Укре­прай­он Сла­вян­ско-Кра­ма­тор­ской агло­ме­ра­ции — послед­няя «фор­те­ця» восточ­но­го фрон­та. С ее обру­ше­ни­ем посып­лет­ся вся обо­ро­на ВСУ в Дон­бас­се. Более того — это ста­нет стра­те­ги­че­ским пора­же­ни­ем для Укра­и­ны. Даже горо­да-мил­ли­он­ни­ки типа Харь­ко­ва или Дне­про­пет­ров­ска обо­ро­нять в усло­ви­ях окру­же­ния невоз­мож­но. Имен­но поэто­му Укра­и­на с мани­а­каль­ным упор­ством про­ти­во­сто­ит дав­ле­нию Трам­па в вопро­сах мир­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния. Они наде­ют­ся на чудо.

— Как вы в целом оце­ни­ва­е­те пер­спек­ти­вы мир­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния?

— Пора­же­ние в круп­ной, дол­го­сроч­ной войне прак­ти­че­ски все­гда озна­ча­ет после­ду­ю­щую гибель, рас­пад или полу­рас­пад импе­рии. Мы вою­ем не с Укра­и­ной, а с кол­лек­тив­ным Запа­дом. На мой сугу­бо лич­ный взгляд, нынеш­няя адми­ни­стра­ция США хочет соско­чить с каре­ты по образ­но­му выра­же­нию Уин­сто­на Чер­чил­ля. Помни­те: «Евро­па пред­став­ля­ет собой каре­ту, запря­жен­ную чет­вер­кой лоша­дей, кото­рая несет­ся в про­пасть. Воз­ни­ца спит, а пас­са­жи­ры ссо­рят­ся меж­ду собой».

То есть Вашинг­тон хочет оста­вить ЕС один на один с гря­ду­щим фиа­ско. В этом урав­не­нии, заметь­те, Укра­и­на отсут­ству­ет как дан­ность — это про­сто пло­щад­ка теат­ра воен­ных дей­ствий и донор пушеч­но­го мяса, не более того.

Грядущая война с НАТО

— Если бы толь­ко пло­щад­ка для прок­си-вой­ны. В НАТО все чаще заяв­ля­ют о гря­ду­щей войне с Рос­си­ей, кото­рая нач­нет­ся на рубе­же 2030?х. Вы вери­те в это?

— Надо отде­лять рито­ри­ку от реа­лий. ЕС сего­дня надо «хоть чучел­ком, хоть туш­кой» оття­нуть пора­же­ние. Для это­го все сред­ства хоро­ши. Осо­бен­но под­хо­дит мас­со­вая исте­рия и послуш­ные пеш­ки на поди­у­ме типа Каи Кал­лас, искренне озву­чи­ва­ю­щие горя­чеч­ный бред по задан­ным век­то­рам. Поэто­му они гово­рят то, что гово­рят, вко­ла­чи­вая сот­ни мил­ли­ар­дов евро нало­го­пла­тель­щи­ков в уже про­иг­ран­ную вой­ну.

Это их про­бле­мы. Вести кон­вен­ци­аль­ную вой­ну с Рос­си­ей они не в состо­я­нии ни сей­час, ни через пять-десять лет. Тут нуж­ны кон­со­ли­ди­ру­ю­щая идея и соот­вет­ству­ю­щий лидер, а фюре­ра там даже в пер­спек­ти­ве не вид­но.

Не гово­ря уж о том, что побе­дить в кон­вен­ци­аль­ной войне ядер­ную дер­жа­ву невоз­мож­но апри­о­ри. А в войне ядер­ной у них вооб­ще нет ника­ких шан­сов даже чисто гипо­те­ти­че­ски. Весь упор запад­ных уси­лий направ­лен на раз­вал Рос­сии изнут­ри — так, как они уже это сде­ла­ли в 1917?м и 1991?м. Но и тут, думаю, надеж­ды тщет­ны. Урок, похо­же, усво­ен. У нас имму­ни­тет.

— В про­шло­год­нем интер­вью вы ска­за­ли, что Трамп более опас­ный для нас, чем Бай­ден. Сей­час это мне­ние изме­ни­лось?

— Про­бле­ма в том, что Трамп оста­ет­ся непред­ска­зу­е­мым и дела­ет мас­су раз­но­век­тор­ных дви­же­ний. Он — игрок на резуль­тат. В целом же его стра­те­ги­че­ские «хотел­ки» лишь отча­сти выгод­ны нам. Ведь его зада­ча, как ни стран­но, на самом деле сде­лать Аме­ри­ку сно­ва вели­кой. В наших же инте­ре­сах, я счи­таю, что­бы Аме­ри­ка не вме­ши­ва­лась более в наши жиз­нен­ные вопро­сы.

Кино про СВО

— Глеб Лео­ни­до­вич, какие ваши твор­че­ские пла­ны на 2026 год?

— Твор­че­ские про­цес­сы года 2026-го уже запу­ще­ны. В кон­це янва­ря в мос­ков­ском изда­тель­стве «Яуза» выхо­дит мой автор­ский сбор­ник «Тень цика­ды» — пове­сти и дра­ма­ти­че­ские про­из­ве­де­ния, кар­ка­сом коих ста­ли жиз­нен­ные исто­рии, посвя­щен­ные СВО и борь­бе Дон­бас­са в про­ти­во­сто­я­нии укра­ин­ским кара­те­лям. Жест­кая, места­ми жесто­кая и пре­дель­но зри­мая худо­же­ствен­ная лите­ра­ту­ра.

Пье­са «Тень цика­ды» серьез­но выстре­ли­ла в кон­це года — вошла в корот­кий спи­сок все­рос­сий­ско­го кон­кур­са Наци­о­наль­ной ассо­ци­а­ции дра­ма­тур­гов «Луч­шим вои­нам мира», посвя­щен­но­го СВО и борь­бе Дон­бас­са с укра­ин­ским нео­на­циз­мом. И связь в ней с осталь­ны­ми мои­ми тек­ста­ми о нашей войне пря­мая. Мое твор­че­ство в целом все­гда посвя­ще­но одной глав­ной и несу­щей — для меня экзи­стен­ци­аль­ной — теме: чело­век в нече­ло­ве­че­ских усло­ви­ях.

— Как вы оце­ни­ва­е­те осве­ще­ние темы СВО в куль­ту­ре?

— Несмот­ря на то что затяж­ной кон­фликт уже более один­на­дца­ти лет опре­де­ля­ет жизнь мил­ли­о­нов, рос­сий­ское «боль­шое» искус­ство — театр и кине­ма­то­граф — прак­ти­че­ски мол­чит на эту тему. При­чи­ны, как я счи­таю, в слож­ном пере­пле­те­нии фак­то­ров: необ­хо­ди­мо­сти вре­мен­но­го лага для глу­бо­ко­го осмыс­ле­ния, рас­ко­ле обще­ствен­но­го вос­при­я­тия собы­тий, трав­ма­тич­но­сти и табу­и­ро­ван­но­сти темы, стра­хе перед поли­ти­че­ски­ми и репу­та­ци­он­ны­ми рис­ка­ми, веду­щим к само­цен­зу­ре, а так­же в кон­ку­рен­ции с опе­ра­тив­ны­ми новост­ны­ми фор­ма­та­ми.

Серьез­ное искус­ство, спо­соб­ное осмыс­лить эпо­ху, появит­ся поз­же, когда вре­мя отде­лит сию­ми­нут­ную поли­ти­ку от веч­ных вопро­сов о чело­ве­ке на войне. Так или ина­че, исто­рия рано или позд­но рас­ста­вит все по местам.

Андрей Коц, РИА Ново­сти

Иран при­гро­зил ответ­ным уда­ром по базам США и Изра­и­лю – AP