Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов 26 декабря провел в Москве заседание Всероссийского экспертного педагогического совета (ВЭПС). На нем обсудили инструкции, которые устанавливают четкий алгоритм действий учителя и руководителя образовательной организации в конфликтных ситуациях, а также предварительные итоги апробации системы оценки поведения.
Пресс-служба Минпросвещения России Приветствуя собравшихся, глава Минпросвещения России обратил внимание, что Совет Министерства просвещения РФ по защите профессиональной чести и достоинства педагогов утвердил типовые инструкции для руководителей образовательных организаций и педагогов, которые устанавливают четкий алгоритм действий в конфликтных ситуациях. Оба документа направлены на укрепление авторитета учителя.
«Мы подготовили инструкции для руководителей образовательных организаций по действиям в случае возникновения конфликтных ситуаций. Знаю, что этот вопрос всегда волновал педагогов. Мы создали инструмент, который подробно рассказывает, как себя вести, направили рекомендации в регионы. Сейчас очень важна обратная связь, при необходимости мы готовы внести изменения», – заявил Сергей Кравцов.
Он также напомнил про апробацию системы оценки поведения.
«Эта мера – тоже определенный инструмент для учителя. Важно, чтобы участие в таких апробациях принимали и учебные заведения, в которых работают члены Всероссийского экспертного педагогического совета», – добавил Министр.
Информацию об инструкции для руководителей образовательных организаций и педагогов по алгоритмам действий в конфликтных ситуациях представили заместитель Министра просвещения РФ Ольга Колударова и директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Фальковская.
Ольга Колударова обратила внимание, что Совет по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников был создан по поручению главы ведомства в сентябре 2025 года.
«Мы получили запрос от педагогического сообщества на разработку универсальных рекомендаций и пошаговых алгоритмов действий для учителей в различных конфликтных ситуациях. Вместе с Общероссийским Профсоюзом образования провели анализ и приняли соответствующие документы. В типовой инструкции от 19 декабря четко распределены все роли участников конфликтных отношений. Главное – документом предусмотрены возможности обжалования. В случае если образовательная организация не сможет самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию, необходимо обратиться в региональную комиссию. Даже если ситуация будет требовать непосредственно вмешательства и привлечения к административной либо к уголовной ответственности, в этой инструкции все алгоритмы прописаны», – сообщила она.
Кроме того, в преддверии Нового года во все регионы страны направлены документы, которые регулируют нормы профессиональной этики педагогических работников.
Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Фальковская подробнее рассказала о типовых инструкциях для педагогов. Она отметила, что документ прошел экспертную оценку в педагогических вузах, а также обратила внимание, что в инструкции представлен специальный раздел, посвященный правилам поведения учителей при агрессивных действиях физического характера.
Предварительные итоги апробации системы оценивания поведения обучающихся представил исполняющий обязанности директора Института изучения детства, семьи и воспитания Александр Цветков. Проект реализуется в первом полугодии 2025/26 учебного года в 89 школах семи пилотных регионов – это Новгородская, Тульская, Ярославская, Ленинградская области, Луганская Народная Республика, Чеченская Республика и Республика Мордовия. В нем приняли участие более 40 тысяч учащихся. Оценивается поведение учеников 5–8-х классов, старшие классы в апробации не участвуют.
«Образовательным организациям на выбор предлагалось три модели оценивания: двухуровневая, трехуровневая и пятиуровневая. Отмечу, что школы добровольно участвовали в апробации. Согласно опросам, большая часть обучающихся положительно отнеслась к введению оценки поведения. Педагоги отметили, что критерии оценок поведения позволили им более детально относиться к каждому ученику, отслеживать его индивидуальные результаты и корректировать воспитательную работу», – сказал Александр Цветков.
Планируется, что система оценки поведения будет введена в российских школах с 1 сентября 2026 года.
Всероссийский экспертный педагогический совет был создан по инициативе Министра просвещения России. Состав совета формировался путем открытого всенародного голосования в 2020 году. Всего в состав совета входит 176 педагогов. Совет призван расширить участие учителей в обсуждении необходимых мер по развитию системы образования и воспитания.


















































