Луганский паровозостроительный (а теперь тепловозостроительный) завод – один из мощнейший производителей паровозов Российской империи – встречает и сегодня восхитительный стеллой с цитатой из Указа Николая Второго о старте этого предприятия:
«Государь Император высочайше повелел разрешить германскому подданному Густаву Гартману и статскому советнику Ивану Леонтьевичу Гольдштанду учредить акционерное общество под наименованием: «Русское общество машиностроительных заводов Гартмана» на основании устава, удостоенного высочайшего рассмотрения и утверждения в Царском селе 3 день мая 1896 года».
Редчайшая для нашей поры память – такая или похожая табличка могла бы висеть на тысячах предприятий или институтов нашей страны, но не висит.
Немец Гартман когда-то поставлял в Россию паровозы, но введенные Императором пошлины сделали так, что выгоднее стало производить паровозы внутри России – выиграли в итоге все.
Более того, когда Гартман захотел построить свой завод в Варшаве, царь Николай предусмотрительно дал разрешение строить его только на Донбассе – и оказался провидцем: в Первую Мировую Войну завод оказался далеко от линии фронта и во всю работал на оборону.
За короткий период 1900-ых годов завод стал самым крупным и мощным во всей Империи. Уже в 1905 году здесь произвели 245 паровозов – 21% от всего общероссийского производства локомотивов!
Всего же за пору правления Николая II c 1984 по 1916 годы объёмы продукции в области машиностроения и металлообработки вырастают в 12,5 раза.
Отрасль растет сверхбыстрыми темпами.
Стимулирует её рост и мощнейшее развитие железных дорог: кроме этого Луганского рождаются ещё Харьковский, Мытищинский, Петербургский, Верхневолжский, Усть-Катавский вагоностроительные, Торецкий сталелитейный и машиностроительный завод.
Если начиная с 1871 года в России было произведено 4000 паровозов, то с 1894 по 1916-й, за 21 год, их выпуск увеличивается в 4 раза – до 17 000!
В следующие же 25 лет уже в советский период темпы производства локомотивов падают – выпускается 15 000 штук, причем на заводах, построенных как раз в эпоху последнего императора.
Посмотрим на ещё более узкий отрезок времени: в течение Первой Мировой войны, в тяжелейших для экономики условиях, Россия за 4 года, с 1914 по 1917-го построила 2700 паровозов.
После революции Советам за те же 4 года, с 1919 по 1922-й, удалось произвести всего 417 локомотивов.
Потому что революция была катастрофой, обрушившей все отрасли русской жизни.
В поздний советский период Луганский завод так же оставался одним из лидеров в отрасли – здесь трудилось 38.000 сотрудников. Сегодня, конечно, намного меньше, но все же отрадно, что завод все эти годы - и после крушения СССР, и в тяжелые годы войны, под бомбежками, и сейчас – продолжает активно работать.
В цехах (а на некоторых до сих пор стоит дата постройки – 1913 год) – варятся сложные конструкции, в музее, который одно время называли лучшим среди заводских музеев СНГ, сохранено 19 тысяч экспонатов, включая портреты Гартмана и часы дореволюционной поры, которые отмечали время прихода и ухода работников.
В голубом красивом опрятном здании когда-то была заводская школа для детей сотрудников – в ней училось до 600 ребят.
А в заводском саду цветут красивые большие кустовые розы.
Наверно, потому завод умел и до сих пор умеет пройти через все тяготы времени перемен, что здесь активный любящий своё дело директор, и что здесь жива память о святом основателе этого предприятия – царе Николае II.
Уверен, что этот пример Луганского паровозостроительного завода – это формула для всей России: память о нашей оболганной истории и правда о ней – будет источником нашей силы и крепости.
#Россиякоторуюнамоболгали














































