Профессор Дмитрий Крысенко: «Жертвенность казаков иллюстрация того, что время лечит раны»
О расказачивании на Луганщине в дни памяти жертв казачества периода Гражданской войны, отмечаемые в России в третьей декаде января, ЛуганскИнформЦентру рассказывает профессор Луганского государственного аграрного университета имени Климента Ворошилова, доктор исторических наук Дмитрий Крысенко.
ОШИБКИ ПРОШЛОГО
Историческая наука существует не ради праздного интереса — она позволяет смотреть на настоящее и строить будущее, учитывая ошибки прошлого. Существует даже целая отрасль, посвященная философии истории — историософия. Она учит нас тому, что, к сожалению, жестокость и несправедливость были неизменными спутниками человечества на всем протяжении его существования. Яркий тому пример — Гражданская война 1917–1922 годов, чрезвычайно драматичная по той причине, что большая семья — русский народ — воевал сам против себя.
24 января в России вспоминают жертв политических репрессий казачества. В этот день, в 1919 году Оргбюро ЦК РКП (б) подписало секретное циркулярное письмо, вошедшее в историю как «Директива о расказачивании». Определимся с терминами. Точный смысл слова «расказачивание» означает «растворение» казаков в крестьянской среде путем их лишения сословных привилегий и переселения в другие регионы. И в этом смысле, расказачивание началось задолго до прихода к власти большевиков, — при советской власти оно лишь продолжилось.
В истории России сложно представить социальный институт, сыгравший большую роль для укрепления ее границ, чем казачество. Донское, Запорожское, Яицкое казачества, возникнув стихийно, как сообщества свободных людей, со временем стали на службу русским царям. Казаки превратились в особое сословие, несущее функции пограничной стражи, но свой быт, дух и традиции сохраняли на всех этапах истории, часто позволяя себе неповиновение властям. Можно вспомнить и начальный этап Смуты, и бунты Степана Разина, Емельяна Пугачева, Кондратия Булавина. Ответом царской администрации становились репрессии, начало которым было положено Петром Первым, жестоко усмирившим булавинское восстание. Тогда на плотах по Дону сплавили семь тысяч повешенных казаков, а треть станиц была сожжена. Более миллиона десятин казачьей земли тогда передали в соседние с Доном губернии, а казачье самоуправление было сильно ограничено: войсковых атаманов стали не избирать на казачьем круге, а назначать императоры.
Долгое время казаки жило за счет земель, которые они получали за службу. Во всех войнах, которые вела Российская империя, они принимали самое активное участие, и проявляли себя как опора монархии. Но со временем, экономическое положение казаков усложнилось — постоянные отрывы на службу приводили к тому, что в начале ХХ века казачьи земли давали меньший урожай, чем предпринимательские крестьянские хозяйства. Сословные привилегии все более противоречили той эпохе, в которую вступала Россия. Идея ликвидации сословного строя находила поддержку и в самой казачьей среде — особенно в восточной части страны — Забайкальское, Амурское казачьи войска — где помимо расслоения на простых казаков и офицеров, существовал раскол и по степени зажиточности.
Воззванием Временного правительства от третьего марта 1917 года все сословные, национальные и вероисповедальные ограничения и привилегии были отменены. Администрация Керенского справедливо рассматривала казачество, особенно донское, как один из столпов старого порядка, а потому взяла курс на растворение казачьей массы крестьянским населением. После Октябрьской революции ликвидация сословной структуры усилилась еще больше.
Девятого декабря 1917 года большевики, объявили декрет:
1. Отменить обязательную военную повинность казаков.
2. Принять на счет государства обмундирование и снаряжение казаков, призванных на воинскую службу.
3. Отменить еженедельные дежурства казаков при станичных правлениях, смотры, лагеря, военную подготовку.
4. Установить полную свободу перемещения казаков.
Такое решение в казачьей среде нашло одобрение. Но консервативно настроенная ее часть, и особенно старшина, не могла мириться с радикальными переменами. Устами атамана Краснова казачество было провозглашено особой национальностью, отличной от русских, и единственным полноправным хозяином на донской земле. Вместе с атаманом Войска Донского генералом Калединым, он начал вооруженную борьбу с революцией.
Борьба шла с переменным успехом, но, действия большевиков были более успешными, и, в итоге, была создана Донская Советская республика, как составная часть РСФСР. Рядовому казачеству лозунги большевиков казались привлекательными, однако с наступлением весны 1918 года противоречия в сельской местности обострились.
Крестьяне делили землю, минуя закон, а советская власть вместо того, чтобы сглаживать противоречия, взяла курс на борьбу с «кулаками». В тот же период страну поразил голод, и стремясь накормить город и обеспечить армию продовольствием, советская власть ввела продразверстку. Авторитет советской власти среди казачества снижался.
Раскол среди казаков усугубился и по отношению ко вторгшимся на Дон кайзеровским войскам — пойдя на сотрудничество с ними, Краснов во главе своей Добровольческой армии продолжил борьбу с большевиками. Но по причине голода, продразверстку белоказаки не свернули. Карательные меры, сопровождавшиеся жестокостями и насилием, совершались с обеих сторон. Дон, как и Россию в целом, охватила стихия. «Белый террор» был ничуть не гуманнее «красного». Децимации, захват заложников, массовые смертные приговоры и даже применение отравляющих газов — стороны не гнушались ничем. В таких условиях и был подписан упомянутый в начале материала документ о терроре против дончаков и о расказачивании. Своего пика ожесточение достигло весной–летом 1919 года.
Любая война — против природы человека, созданного Творцом для любви и созидания, но гражданская война чудовищна особо, так как брат идет на брата. И в войне 1917–1922 годов казаки стояли с обеих сторон. И с обеих сторон были жертвы, численность которых до сих не подсчитана окончательно.
Французский историк Фернан Бродель писал о том, что «событие — это пыль», то есть событие можно понять только в контексте длительного периода. Репрессии и уничтожение невиновных людей советской властью, заявлявшей о своем народном характере, братстве и единстве, не вычеркнешь из памяти. Но время расставило все на свои места. Храбрость и жертвенность казаков во время Великой Отечественной войны, многие из которых стали героями, их подвиги во время сопротивления Донбасса и Специальной Военной операции — иллюстрация того, что время лечит раны. Но молитва, вознесенная об упокоении погибших — дело каждого из нас.