ИВАН КУСОВ: УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ЛНР ПРЕВЫСИЛА 50%
Министерство образования и науки ЛНР фиксирует снижение количества жалоб и обращений от педагогов и родителей учащихся, удовлетворенность системой образования в Республике превысила 50%. Об этом в ходе прямой линии с жителями региона заявил министр образования и науки ЛНР Иван Кусов.
«Мы видим снижение количества жалоб, обращений, в том числе, от родителей, от педагогов по разным вопросам социально-бытовым», — отметил он.
При этом самый главный показатель, по мнению руководителя Минобрнауки, это оценка работы ведомства "родителями, жителями Республики, в разных вариантах социологических опросов".
«У нас, по опросам ВЦИОМ, сейчас вышли на по сути исторический момент: по всем уровням образования (это дошкольное, школьное, профессиональное образование, это колледжи и вузы) удовлетворенность системой образования превысила 50%», — сказал министр.
По его информации, примерно 30-35% это люди, которые "скорее удовлетворены, то есть тоже хороший ответ". Неудовлетворенных, тех, кому что-то не нравится, "почти 20%".
«Тут нужно, конечно, принципиально работать, посмотреть на те проблемы, которые остаются. Их остается много. Это и дистанционное обучение, и качество инфраструктуры, отсутствие интернета в некоторых районах и многое другое», — констатировал Иван Кусов.
По его словам, опрос проводили в течение осени, в опроснике "было много подробных вопросов", в том числе — "как вы оцениваете деятельность школы", как она подготовлена, есть ли оборудование, как дела с питанием.
«Львиная доля респондентов, а в опросе приняло участие почти 20 тысяч человек, это большой показатель, львиная доля оценивает, в общем-то, и работу школ либо хорошо и отлично, то есть удовлетворены ее работой. Примерно, как я и говорил, в районе 20% людей дают какую-то негативную оценку, но мы стараемся над этим работать», — добавил министр.
Кроме того, он рассказал, что почти 250 школ ЛНР получили в 2024 году учебные кабинеты по разным предметам, также общеобразовательным заведениям передали более 100 школьных автобусов.
«Художественная литература была еще в начале года привезена. Более сотни автобусов у нас в Республику приехало, и вот сейчас мы будем торжественно их вручать. У нас почти 250 школ получили учебные кабинеты по разным предметам, начиная от такого нового предмета, как „Основы безопасности и защиты Родины“, предмет „Труд“ с такими станками, которые управляются с компьютера. <…> Получили кабинеты для начально-военной подготовки, манекены для медицинской помощи, макеты оружия, цифровые лаборатории по химии, биологии, физике, приборы для расширенных лабораторных работ по физике и химии и многое другое, наборы робототехники, спортивный инвентарь», — проинформировал Иван Кусов.
Он обратил внимание на то, что много ездит по Республике, "самые отдаленные поселки мы заезжаем", и уже практически в каждой школе "там уже либо компьютерный класс, либо цифровые лаборатории", либо что-то другое современное уже присутствует.
«В каждую практически школу уже привезли оборудование. Прошла масштабная замена пищеблоков в образовательных организациях. Организовано и бесплатное, и платное питание», — добавил руководитель ведомства, напомнив, что ранее в школах Республике не было платного питания.
Также министр рассказал, что шефствующие над муниципалитетами ЛНР регионы завершают большой блок аварийных ремонтов учреждений образования и постепенно переключаются на создание крупных образовательных центров в городах и районах Республики.
«Большой блок таких, по сути, аварийных ремонтов, уже, можно сказать, завершен. И во многом сейчас уже регионы-шефы переключаются на создание образовательных центров, крупных ведущих организаций в районе, опорных, можно сказать, на базе которых уже можно сформировать полную образовательную инфраструктуру. И мы видим такие школы-красавицы, их много, несколько в Луганске, практически в каждом муниципалитете они есть», — проинформировал он.
Иван Кусов напомнил, что в Антраците с участием Президента России Владимира Путина в августе открылась восстановленная специалистами из Ставрополья школа 1 — лицей имени Героя Советского Союза Олега Кошевого: "потрясающе отремонтирован, прекрасно оснащенный, такой, что может позавидовать любой регион России".
«Радует, что и совсем северные территории тоже ремонтируются. У нас в Северодонецке прекрасные школы. В Лисичанске регион-шеф Татарстан тоже сделал хорошие ремонты. Беловодск, Новопсков, у нас, в общем, почти на каждой территории сейчас есть уже та школа, которую можно с удовольствием посещать и гордиться. Вот, конечно, хотелось бы, чтобы все школы и садики были такие, вот, но к этому мы перейдем в течение реализации программы социально-экономического развития», — добавил руководитель Минобрнауки.
Помимо этого министр сообщил, что почти 200 объектов образования были отремонтированы в ЛНР в 2024 году.
«У нас огромная поддержка регионов-шефов, поддержка Министерства просвещения (России). Почти 200 объектов образования было так или иначе отремонтировано у нас в этом году. Какие-то объекты получили капитальный ремонт, полностью обновились, получили новое оборудование, интерактивную технику, учебные классы и так далее», — проинформировал Иван Кусов.
Он признал, что "пока невозможно провести ремонт сразу во всех организациях".
«У нас больше тысячи образовательных организаций, и в каждой несколько объектов, корпусов, поэтому, по сути, по-моему, 1 200 корпусов, объектов, которые нужно ремонтировать. Инфраструктура тяжелая, требует масштабных вливаний, капитальных ремонтов и так далее, но постепенно это делается. По крайней мере, благодаря регионам-шефам удалось ликвидировать аварийные ситуации, проведены замены котельных, отремонтирована кровля, закрыты тепловые контуры, если это окна и так далее», — констатировал руководитель ведомства.
По его словам, порядка 1,2 тысячи школьников ЛНР учатся в профильных педагогических классах, многие из них, как ожидается, в дальнейшем пойдут учиться в педагогический вуз.
Он отметил, что Минобрнауки работает "над тем, чтобы молодые кадры в систему приходили".
«У нас запущена программа „Земский учитель“, сформированы, по-моему, у нас 1 200 ребят учатся в педагогических классах. Это профильные классы в школах, после которых, мы надеемся, что многие из них пойдут в педагогический университет», — сказал Иван Кусов.
По его оценке, в Луганске действует "один из самых сильных педагогических университетов вообще на всей территории страны", а на территории Донбасса и Новороссии "точно сильнейший".
«Нам повезло в этом плане, есть, в общем-то, откуда пополнять кадры для системы образования. Молодежь приходит, стараемся поддерживать и на педагогов всех возрастов, запускаем систему наставничества, переаттестации и так далее. Поэтому тут, я думаю, что будут тоже хорошие изменения», — спрогнозировал руководитель Минобрнауки.
Подводя итоги уходящего 2024-го, министр отметил, что этот год "с одной стороны, достаточно сложным" для региональной системы образования, "но, с другой стороны, плодотворным".
«Мы провели большую реорганизацию, регионализацию системы образования. В апреле все образовательные организации, это и школы, и детские сады, и учреждения допобразования, они перешли в прямое ведение Министерства», — напомнил Иван Кусов.
Он обратил внимание на то, что все эти заведения как были, так и остались на территории муниципальных образований, «практически их работа физически не поменялась».
«Но юридически это достаточно сложная процедура, когда мы собрали на региональном уровне, тем самым повысив статус и повысив возможности для финансирования всей образовательной организации. Это пилотный проект Министерства просвещения России, в котором отдельным федеральным законом нам было это поручено сделать. Мы эту задачу выполнили, как и другие наши соседние регионы — Донецкая Народная Республика, Запорожская, Херсонская области», — уточнил министр.
Он конкретизировал, что с 1 апреля "все учреждения государственные провели переименование, немножко изменили уставы".
«Но самое главное — теперь механизм финансирования стал проще, нам легче сконцентрировать ресурсы на региональном уровне для того, чтобы, собственно, развивать систему образования», — подчеркнул руководитель ведомства.
По его словам, реорганизация позволила привлечь федеральные субсидии, «межбюджетные трансферты, много других механизмов для того, чтобы собственно на региональном уровне можно было обеспечить хороший ресурс для развития системы образования».
«Мы спокойно пережили лето, были небольшие какие-то задержки, шероховатости, но в целом коллективы, дети, родители практически не заметили этих организационных изменений. Но зато постепенно, мы видим это уже по всем показателям и по опросам, качество, комфорт работы коллективов повышается. Нам удалось в этом году, как и в прошлом, постепенно улучшить условия оплаты труда педагогам. У нас достаточно хорошая средняя заработная плата. Установлены дополнительные надбавки компенсационные, стимулирующие и педагогам, и директорам», — отметил Иван Кусов.
Кроме того, Минобрнауки, по словам руководителя ведомства, одним из первых в Республике подписало "отраслевое соглашение с ассоциацией профсоюзов", что дало "еще дополнительные гарантии для коллективов, для педагогов".
«И сейчас тоже на конец года выходим с еще очередными изменениями в положении об оплате труда для того, чтобы еще больше, скажем так, еще лучше оплачивать достойный и такой хороший творческий труд педагогов», — добавил министр, уточнив, что одна из задач ведомства — «сохранение и поддержка коллективов и повышение комфорта педагогического труда и престижности».
Пресс-служба Правительства Луганской Народной Республики