Пьер Ренуар, Клод Моне, Винсент Ван Гог...
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина есть, пожалуй, самая чарующая часть — галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, где собраны оригиналы лучших работ легендарных мастеров.
На рубеже XX века московские коллекционеры Сергей Щукин и Иван Морозов познакомились с искусством Франции и стали активно закупать картины. Благодаря принципиально разным подходам к собирательству импрессионизма, в Пушкинском музее сложилась настоящая энциклопедия этого направления живописи. Щукин — яркий, экспрессивный, эмоциональный; Морозов — вдумчивый, фундаментальный, неторопливый.
Прежде, чем попасть в коллекцию в Москве, картинам пришлось немало путешествовать, переходить от одного хозяина к другому. Так, всемирно известная «Девочка на шаре» стала редкой удачей: Иван Морозов выкупил лучшую из работ «розового периода» Пабло Пикассо, когда в блестящем будущем художника сомневаться уже не приходилось. По замыслу фигура девочки на шаре воплощает мечту о поэзии жизни, но вместе с тем напоминает о мимолетности всего прекрасного, а мощь атлета защищает ее от жестокой действительности.
«Красные рыбки» Анри Матисса тоже моментально притягивают взгляд. Идею картины художник привез из Северной Африки: рыбки, движущиеся в замкнутом пространстве, были олицетворением медитации, сосредоточенности сознания. С художником Сергей Щукин имел близкую дружбу — став первым покровителем французского авангардиста, принявшим его идеи, он попросил его лично оформить один из залов в своем особняке. С тех пор Матисс стал писать картины специально под определенные места в щукинском доме.
И если Моне и Пикассо широко известны большинству посетителей, то, например, художник Андре Дерен менее узнаваем. Он стал одним из последних мастеров, которых «разглядел» и стал поддерживать Сергей Щукин. Его картина «Субботний день», на котором изображены сидящие за столом женщины, вызывает сначала даже какое-то недоумение: деформированные пропорции, застывшие в напряжении позы и напоминающие ритуальные маски лица.. На экскурсии рассказали, что художник, вероятно, заложил сакральное настроение полотна, подразумевая сюжет Страстной субботы.
«Завтрак на траве» и «Скалы в Этрета» Моне, «Танцовщицы» Дега, «Пейзаж в Овере после дождя» Ван Гога и многие другие картины в Пушкинском — то, что нужно обязательно увидеть хотя бы раз в жизни. Увидеть, замереть, подолгу рассматривать детали вблизи и издалека, и потом еще долго хранить образы в памяти..













































