В литературном журнале "Подъем" вышла большая рецензия на мою книгу "Я здесь не женщина, я фотоаппарат". Автор Андрей Нейжмак.
Поделюсь отрывком:
"Фактическая цель первой части дневников — зафиксировать свидетельства о бедах мирных жителей. Тяжело читать об убийстве детей. С каждым новым репортажем или интервью душевная боль усиливается: «И может быть, этот случай перевернет это все, чтобы не гибли другие дети. Понимаете, я воспитатель, я воспитываю детей, я их люблю, я не хочу, чтобы гибли другие дети, мои, ваши, еще кого-то. Девушка, если у вас получится… он же никого не обижал, он всех любил». Речь идет о четырехлетнем Владике Дмитриеве, которого убил беспилотник. Трагическая смерть произошла на глазах у его бабушки.
Эта сцена, к сожалению, предвосхищает уже другую, печально правдивую: «Мы с ними никогда не помиримся. Мы ведь детей хоронили. И они тоже. Этот народ разъединился уже точно». Эти слова произносит житель Кировска Владимир, потерявший в один миг и жену, и внучку. Он работал в МЧС газовщиком. Несмотря на потери близких, мужчина продолжил восстанавливать пораженные врагом объекты даже во время обстрелов. Как верно отмечает Долгарева, Владимир совсем не был внешне похож на супергероя, но по сути таковым являлся. Концентрация сильных сцен не позволяет выделить в первой части наиболее важный отрывок. Трагедия у всех одна: у кого-то не осталось крова, у кого-то — родственников, родителей, детей, любимой кошки.
Животных Донбасса вообще можно рассматривать как одних из главных героев фронтовых дневников Долгаревой. Вся «животинка», будь то кошка или собака, сбегается к автору, словно мотивирует того жить и делиться добром, чтобы совсем не сойти с ума от очередного «прилета». Поэтому у Долгаревой появляется в квартире кот. Военкор знакомится с девушкой, которая занимается помощью животным. И сейчас милых или смелых котов можно увидеть в соцсетях Анны.
Хоть большинство критиков поставила вторую главу книги (период СВО) выше первой (период до СВО), мне же часть до начала полномасштабной войны показалась наиболее удачной.
Долгарева отправилась в ЛНР после смерти любимого человека. Сначала — для похорон, затем — для работы военкором. Изначальная цель пребывания на Донбассе, по словам самого автора, — смерть: «Сначала я решила пойти воевать в его батарею (батарею погибшего возлюбленного. — А.Н.), потом встретила человека, который сказал мне, что я неплохой журналист, а вот какой артиллерист из меня получится — вопрос.
— Да и вообще, — добавил он, — по «Минску-2» артиллерию отводят от фронта, военкором у тебя шанс погибнуть реально выше».
Уже во время жизни на Донбассе Анна влюбляется во второй раз. И во второй раз ей приходится хоронить любимого человека. За это ее окрестили «Черной вдовой». Если выводить какой-то цельный сюжет книги, то можно сказать, что автор находится в непрекращающемся передвижении от условно мирных городов (там, где редко стреляют) к условно военным (где стреляют с большой периодичностью). Анна помогает жителям, выслушивает их истории, встречается с бойцами, слушает и их, пытается выстроить собственную хронику: откуда стреляли, кто стрелял, как ответил противник, кто пострадал, чем помочь. Сухие факты автор начинает дополнять живыми свидетельствами и собственным мнением.
Сама Долгарева кое о чем не говорит (понятно почему), однако сказать это надо. Она отправилась на войну не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить. Ибо без той работы, которую новый «боец в прозе» выполнила, не было бы ни историй добровольцев и солдат, ни книги в целом".
Полностью по ссылке: https://podiemvrn.ru/zhenshhina-na-vojne









































